.........
Харченко К.В. Материальная сторона жизни в зеркале субъективных смыслов: опыт контент-анализа // Социология: методология, методы, математическое моделирование. – 2009. – №1(28). – С.129-148.

СкачатьСлайды к статье

 

....



Вернуться на сайт автора

На главную страницу

Материалы

 


Шаг 1. Ознакомление с теорией

Прежде всего, необходимо ознакомиться с теорией контент-анализа. Общие сведения о данном методе представлены на данном сайте. Читать

Шаг 2. Выбор темы

Чтобы выбрать тему, руководствуйтесь следующим:
Тема должна быть добровольно выбранной и доступной конкретно для Вас по уровню сложности и наличию материала, чтобы исключить ситуации "Я не нашел материала", "Не удалось провести опрос".
Сперва выберете тип источника: 1) естественно возникший либо 2) искусственно созданный. К первому типу относятся материалы СМИ, дневниковые записи и т.д., все, что создано авторами без участия исследователя-социолога. Ко второму типу относятся заполненные анкеты, эссе, ответы на вопросы в чате - все, что написано по просьбе социолога.
Затем выберете доступный объект исследования -
социальную группу (участники кружка/секции, которую Вы посещаете, те, кто с Вами проживает в доме / в общежитии, коллеги Ваших родных и знакомых, клиенты/пациенты Ваших знакомых, болельщики, Ваши земляки). Список тем

Шаг 3. Теоретическая часть исследования

Сформулировав тему, ознакомьтесь с работами социологов - Ваших предшественников.
Найти работы по своей теме можно следующими способами:

  • в библиотеке, просматривая в последних номерах журналов списки статей, опубликованных в текущем году (Социс, №12, Социологический журнал, №4 и т.д.)
  • любым поисковиком Интернета, но при этом мала вероятность найти именно научную статью;
  • в электронной библиотеке elibrary.ru , но требуется авторизация;
  • на портале "Экономика. Социология. Менеджмент" ecsocman.edu.ru;

Опишите актуальность исследования, степень научной разработанности, объект, предмет, цели, задачи. Читать рекомендации

Шаг 4. Обоснование выборки

Выборка – это отбор подлежащих исследованию объектов (выборочной совокупности) из общего объема объектов данного типа (генеральной совокупности).
Чтобы выявить социальные закономерности, нет смысла исследовать генеральную совокупность (например, всех людей в возрасте 18-20 лет), а достаточно взять лишь часть объектов.
Компьютерный контент-анализ позволяет существенно увеличить размер выборочной совокупности, особенно если программа сама формирует базу данных текстов, например, путем скачивания Веб-страниц.
Выборка предполагает очерчивание границ исследования, на основе чего определяется размер выборочной совокупности.
Как правило, в выборочных исследованиях имеет смысл устанавливать временные и пространственные границы.
Если Вы собираетиесь анализировать СМИ:
В отношении временных границ практикуется следующее: чтобы понять динамику категорий, для анализа берутся периодические издания, например, за сентябрь 2003, 2005 и 2007 гг.
В свою очередь, среди периодических изданий могут быть выбраны наиболее типичные: официальный орган, трибуна оппозиции, орган бизнес-сообщества.
В самих изданиях могут быть выбраны рубрики или статьи определенной тематики, среди которых исследование будет проводиться более тщательно.
Если Вы собираетесь проводить опрос:
Ищите несколько подгрупп респондентов: пациенты и врачи, учащиеся школ и учителя, студенты I и IV курсов, автомобилисты и пользователи общественного транспорта, жители Белгорода и Сургута и т.д. Это позволит четче сформулировать гипотезу и сделает выводы более интересными.

Шаг 4. Составление анкеты

Анкеты, предназначенные для последующего контент-анализа, отличаются от обычных социологических анкет тем, что внешне они более просты.
Анкета может иметь следующую структуру:

  • обращение к респонденту;
  • вводный вопрос закрытого типа;
  • один-три содержательных вопроса открытого типа;
  • вопросы на выявление экстра-параметров.
Пример анкеты - 1   Пример анкеты - 2

Шаг 5. Полевой этап

Полевой этап предполагает непосредственное взаимодействие с респондентами на объекте. Контактируйте с участниками опроса лично! Результатом полевого этапа должно стать формирование массива текстовых фрагментов.Читать раздел "Формирование текстового массива"

Шаг 6. Формирование шаблона базы данных с категориями

Базу данных текстовых фрагментов рекомендуется начинать формировать в виде обычной таблицы Microsoft Word. В строках таблицы должны быть представлены ответы каждого респондента, соответственно, число строк с данными будет равным числу заполненных анкет. Столбцы таблицы должны содержать следующие переменные:

  1. UIN – уникальный номер анкеты (перед обработкой данных текстовый массив рекомендуется пронумеровать);
  2. переменные, соответствующие закрытым вопросам, а также экстра-параметры;
  3. сам текстовый фрагмент;
  4. смысловые переменные, или категории. Читать раздел "Формирование категорий"
Пример базы данных в Word | Пример базы данных в Excel | Пример базы данных в SPSS

Шаг 7. Подсчет частоты встречаемости категорий

На данном этапе работы необходимо произвести расчеты. Вычислить частоту встречаемости категорий можно как вручную, так и с помощью Microsoft Excel.
Формула для вычисления частотности значения "1" в столбце В, в котором 200 значений:
=СЧЁТЕСЛИ(B1:B200;1)

Шаг 8. Оформление статьи

Читать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     
 

Яндекс цитирования

Hosted by uCoz