Материалы
|
Шаг 1.
Ознакомление с теорией
Прежде всего, необходимо
ознакомиться с теорией контент-анализа.
Общие сведения о данном
методе представлены на данном сайте.
Читать
Шаг 2.
Выбор
темы
Чтобы выбрать тему, руководствуйтесь
следующим:
Тема должна быть добровольно выбранной и
доступной конкретно для Вас по уровню сложности и наличию материала, чтобы
исключить ситуации "Я не нашел материала", "Не удалось провести опрос".
Сперва выберете тип источника: 1)
естественно возникший либо 2) искусственно созданный. К первому типу
относятся материалы СМИ, дневниковые записи и т.д., все, что создано
авторами без участия исследователя-социолога. Ко второму типу относятся
заполненные анкеты, эссе, ответы на вопросы в чате - все, что написано
по просьбе социолога.
Затем выберете доступный объект исследования -
социальную группу (участники
кружка/секции, которую Вы посещаете, те, кто с Вами проживает в доме / в
общежитии, коллеги Ваших родных и знакомых, клиенты/пациенты Ваших
знакомых, болельщики, Ваши земляки).
Список тем
Шаг 3.
Теоретическая часть исследования
Сформулировав тему, ознакомьтесь с работами
социологов - Ваших предшественников.
Найти работы по своей теме можно следующими способами:
-
в библиотеке, просматривая в последних номерах журналов
списки статей, опубликованных в текущем году (Социс, №12,
Социологический журнал, №4 и т.д.)
-
любым поисковиком Интернета, но при этом мала вероятность найти именно
научную статью;
-
в электронной библиотеке
elibrary.ru ,
но
требуется авторизация;-
на портале "Экономика. Социология. Менеджмент"
ecsocman.edu.ru;
Опишите актуальность исследования, степень научной разработанности,
объект, предмет, цели, задачи.
Читать рекомендации
Шаг 4.
Обоснование выборки
Выборка – это отбор подлежащих исследованию объектов (выборочной совокупности) из общего объема объектов данного типа (генеральной совокупности).
Чтобы выявить социальные закономерности, нет смысла исследовать генеральную совокупность (например, всех людей в возрасте 18-20 лет), а достаточно взять лишь часть объектов.
Компьютерный контент-анализ позволяет существенно увеличить размер выборочной совокупности, особенно если программа сама формирует базу данных текстов, например, путем скачивания Веб-страниц.
Выборка предполагает очерчивание границ исследования, на основе чего определяется размер выборочной совокупности.
Как правило, в выборочных исследованиях имеет смысл устанавливать временные и пространственные границы.
Если Вы собираетиесь анализировать СМИ:
В отношении временных границ практикуется следующее: чтобы понять динамику категорий, для анализа берутся периодические издания, например, за сентябрь 2003, 2005 и 2007 гг.
В свою очередь, среди периодических изданий могут быть выбраны наиболее типичные: официальный орган, трибуна оппозиции, орган бизнес-сообщества.
В самих изданиях могут быть выбраны рубрики или статьи определенной
тематики, среди которых исследование будет проводиться более тщательно.
Если Вы собираетесь проводить опрос:
Ищите несколько подгрупп респондентов: пациенты и врачи, учащиеся школ и учителя, студенты I и IV курсов, автомобилисты и пользователи общественного транспорта, жители Белгорода и Сургута и т.д. Это позволит четче сформулировать гипотезу и сделает выводы более интересными.
Шаг 4.
Составление анкеты
Анкеты, предназначенные для последующего контент-анализа, отличаются
от обычных социологических анкет тем, что внешне они более просты. Анкета может иметь следующую структуру:- обращение к респонденту;
- вводный вопрос закрытого типа;
- один-три содержательных вопроса открытого типа;
- вопросы на выявление экстра-параметров.
Пример анкеты - 1   Пример анкеты - 2
Шаг 5.
Полевой этап
Полевой этап предполагает непосредственное взаимодействие с
респондентами на объекте. Контактируйте с участниками опроса лично! Результатом полевого этапа должно стать формирование массива текстовых фрагментов.Читать раздел "Формирование текстового массива"
Шаг 6.
Формирование шаблона базы данных с категориями
Базу данных текстовых фрагментов рекомендуется
начинать формировать в виде обычной таблицы Microsoft Word.
В строках таблицы должны быть представлены ответы каждого респондента,
соответственно, число строк с данными будет равным числу заполненных
анкет. Столбцы таблицы должны содержать следующие переменные:
- UIN – уникальный номер анкеты (перед обработкой данных текстовый массив
рекомендуется пронумеровать);
- переменные, соответствующие закрытым вопросам, а также экстра-параметры;
- сам текстовый фрагмент;
- смысловые переменные, или категории.
Читать раздел "Формирование категорий"
Пример базы данных в Word | Пример базы данных в Excel | Пример базы данных в SPSS
Шаг 7.
Подсчет частоты встречаемости категорий
На данном этапе работы необходимо произвести
расчеты. Вычислить частоту встречаемости категорий можно как вручную,
так и с помощью Microsoft Excel.
Формула для вычисления частотности значения "1" в столбце В, в котором 200 значений:
=СЧЁТЕСЛИ(B1:B200;1)
Шаг 8.
Оформление статьи
Читать
|
|
|