.........
Харченко К.В. Компьютерный контент-анализ текстовой информации

Курс для студентов 1 курса специальности "Государственное и муниципальное управление" Белгородского государственного университета

 

....



Вернуться на сайт автора

На сайт дисциплины

 

Материалы к теме
Статья о логико-содержательном анализе целевых программ


Тема 2. Процедура контент-анализа

2.1. Методологический раздел программы исследования

Программа исследования – это документ, содержащий теоретические положения, в соответствии с которыми проводится социологическое исследование.

Программа социологического исследования включает два раздела: методологический и методический и тем самым позволяет увязать теоретические подходы со способами их практической реализации в конкретных условиях.

Методологический раздел программы исследования содержит ряд необходимых элементов:

1. Обоснование проблемы исследования
Во-первых, обосновывается актуальность исследования. Термин «актуальность» означает «своевременность», «значимость темы для научного сообщества и общества в целом». Образно говоря, актуальность лежит на пересечении темы исследования с социальными проблемами. Для контент-аналитических исследований один из пунктов актуальности, как правило, состоит в необходимости противодействия манипулятивным практикам. Именно с этой целью разгадываются загадки политических и рекламных текстов.

Во-вторых, характеризуется предметная область исследования. Для современного состояния науки характерно, что предметная область конкретного исследования будет пересекаться с тематикой работ, относящихся к различным научным направлениям. Так, исследование рекламных текстов может основываться на разработках психологов, социологов, экономистов, юристов. В данном разделе программы исследования должны даваться ссылки на имеющиеся научные разработки. Для быстрого поиска имеющегося научного задела в рамках учебного исследования рекомендуется определиться с ключевыми словами и произвести поиск по этим словам на сайте электронного каталога Российской государственной библиотеки .

В-третьих, формулируется собственно проблема исследования. В формулировке проблемы должно быть отражено противоречие между необходимостью в разработке определенной тематики (указывается, для чего это необходимо) и отсутствием требуемых исследований до настоящего времени.

2. Формулировка объекта, предмета, цели и задач исследования
В литературе иногда встречается определение объекта исследования как более широкого контекста, а предмета – как более узкого контекста. Данное определение верно только в частных случаях и не отражает качественного различия между объектом и предметом исследования. Итак,
объект исследования – это часть объективной реальности, которая подвергается изучению;
предмет исследования – это воспроизведение данного фрагмента реальности на абстрактном уровне.
Объект существует объективно, вне зависимости от исследователя и науки в целом. Это могут быть люди – представители некоторой социальной группы, либо тексты, обладающие какой-либо общей характеристикой.
Предметом исследования могут быть процессы, функции, факторы, аспекты проблемы, принципы, технологии, аналитические переменные.
Цель – это мысленное предвосхищение результата деятельности.
Цель исследования в большинстве случаев связана с необходимостью изучить предмет исследования.
Если целью исследования является анализ объекта, выявление влияющих на него факторов, такое исследование, скорее всего, носит описательный характер и не является ценным для науки. Гораздо большую ценность имеют исследования, ориентированные на доказательство гипотез посредством моделирования реальности.
Среди контент-аналитических исследований наиболее значимыми будут те, в которых раскрывается концептуальное поле, лежащее вокруг центрального понятия, а также те, в которых выявляются социально-значимые смыслы категорий (т.е. часто встречающиеся в текстах, созданных представителями определенной социальной группы).
Задачи исследования должны выступать структурными элементами, слагаемыми цели, каждая из которых отвечает за частный аспект разработки проблематики.

3. Уточнение и интерпретация основных понятий
В литературе можно встретить многочисленные определения понятий. Например, известно более двухсот формулировок понятия «культура». В данном разделе программы исследования необходимо однозначно определить изучаемые явления, выбрав именно ту трактовку, которая наиболее подходит к заданной проблематике.
Все ключевые понятия должны быть определены, однако социологическое исследование этим не ограничивается. Вслед за определением понятий должна следовать их операционализация.
Под операционализацией понятий понимают их перевод в системы параметров, пригодных для социологического измерения.
Контент-анализ основан на поиске в тексте определенных слов. Соответственно, операционализация предполагает мостик между теоретическим понятием и словами, посредством которых данное явление обозначается в обыденной жизни.
Так, например, понятие «девиация» означает «отклоняющееся поведение». В операциональном плане это понятие означает «преступность, алкоголизм, наркомания и т.п. формы поведения».

4. Формулировка гипотез исследования
Гипотеза – это научно обоснованное предположение, которое посредством эмпирического анализа может быть подтверждено или опровергнуто.
В контент-аналитическом исследовании гипотезы обычно строятся на допущении соответствия между словами (точнее, категориями) и намерениями автора текста.
Можно высказывать предположения следующих типов:

  • наличие определенных слов свидетельствует о принадлежности автора текста к определенной эпохе, культуре, субкультуре;
  • высокая частотность некоторых слов говорит о доминировании в сознании определенных ценностей (материальных, духовных, демократических, милитаристских и т.д.);
  • пересечение противоположных по смыслу категорий может свидетельствовать в неустойчивости, противоречивости позиции автора; наличие только лишь положительной информации об объекте ставит под сомнение искренность автора;
  • наличие стереотипов (например, КАВКАЗЦЫ, ЧЕРНЫЕ, ОЛИГАРХИ) может свидетельствовать о том, что текст носит внушающий характер.
В ходе выдвижения гипотез могут возникнуть следующие типы ошибок:
  1. Гипотеза несостоятельна – интерпретация категорий противоречит содержанию документа;
  2. Гипотеза неполна – интерпретация категорий относится только к части содержания текста;
  3. Гипотеза адекватна, но ничего нового не дает – интерпретация категорий точно и полностью следует содержанию текста (Шаляпина С.К. Построение категориальной модели в контент-анализе. Дис. … канд. социол. наук: 22.00.01. – М.: Московский гос. ун-т, 1998. – С.39-40.)
Корректная постановка гипотез предполагает, что интерпретация категорий соответствует содержанию текста и перекрывает его, позволяя открыть в документе новое содержание.

 

 

 

 

 

 

     
 

Яндекс цитирования

Hosted by uCoz